Древний глас. Сайт о традициях православного богослужения / Ancient (an early) vote

САЙТ О ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ


Поиск

Знаменный распев и строчное многоголосие Древней Руси. Великий Канон

Песнопения Литургии Русской Церкви. Столповой распев

Песнопения Литургии Элладской Церкви

Песнопения Литургии Иверской Церкви

Пение Древней Церкви. Песнопения Византии, Иверии и Руси

Древняя Всенощная Русской Церкви. Столповой распев

Фрагменты канона (ирмосы), гл. 8-й. Строчный распев

Престольный Праздник прп. Афанасия Афонского (видео)

Паломничество на Афон в монастырь Ксенофонт (видео)

Беседа со старцем Ефремом Филофейским (Аризонским) (видео)New



Древняя Всенощная Русской Церкви / Ancient Night service of Russian Church


Ниже изложены фрагменты «Древней всенощной», столпового распева, в исполнении певчих храма Трех Святителей под управлением Игоря Сахно.

Переложение на пятилинейную нотацию Д. Певко (кроме 1, 8, 14, 18, 19, 19-a). Из Синодального Обихода (изд. нач. ХХ в.): 14, 18, 18-b. Списано со звуковой записи: 8, 18-a.

© И. Сахно, 2001 г.


Название

1

Приидите поклонимся

361 Kb

2

103-й псалом: Благослови душе моя Господа (фрагмент)

793

3

1-я кафизма: Блажен муж (фрагмент)

1376

4

Воззвахи: Господи воззвах к Тебе (фрагмент)

429

5

Свете тихий

658

6

Прокимен воскресный: Господь воцарися (фрагмент)

236

7

Ныне отпущаеши

508

8

Богородице Дево, радуйся (отсутствует)

---

8-a

Буди имя Господне

223

9

Малое славословие: Слава в Вышних Богу (на Шестопсалмии)

485

10

Бог Господь, гл. 1-й (фрагмент)

366

10-a

Тропарь воскресный, гл. 1-й: Камени запечатану (фрагмент)

286

11

Стихи Полиелея: Хвалите имя Господне (фрагмент)

1390

12

Тропари по Непорочнах: Благословен еси Господи (с сокращением)

1790

13

Прокимен на утрени: Ныне воскресну. Всякое дыхание, гл. 1-й (фрагменты)

160

14

Песнь Богородицы: Величит душа моя Господа

1516

15

Свят Господь Бог наш, гл. 1-й (фрагмент)

53

16

Хвалитны (фрагмент)

1691

17

Евангельская стихира, гл. 5-й (отсутствует)

---

18

И ныне. Преблагословенна еси

699

18-a

Великое славословие: Слава Тебе показавшему. Слава в вышних Богу

1994

18-b

Тропарь Воскресный по славословии (отсутствует)

---

19

Окончание всенощной: Благослови. Утверди Боже. Честнейшую

249

19-a

Слава и ныне. Господи помилуй. Благослови…

202


По мере овладения музыкальным характером и техникой знаменных мелодий русские мастера пения все более и более устремлялись в своей музыкально-творческой деятельности к обогащению песненного репертуара. Знаменные мелодии бесконечно варьировались, а приносимые из соседних православных стран песнопения обрабатывались и приспосабливались к русским самобытным церковно-певческим понятиям и вкусам, и, наконец, самостоятельно создавались совершенно новые, собственно русские распевные мелодии.

Мелодии, творчески переработанные, а также новые мелодии русские называли обычно тоже знаменными, так как их записывали знаменами. Мелодии эти отличались одна от другой не музыкальным характером, а большей или меньшей широтой развития своей мелодической основы.

Как основной, путевой, подобно столпу, на котором утверждалось всё церковное осмогласие, знаменитый распев назывался также путевым, столповым. Протяжный и расцвеченный мелодическими украшениями распев назывался большой знаменный, а более простой и сокращенный — малый знаменный.

Знаменные мелодии, разнившиеся между собой в музыкальных частностях, имели названия средний, большой, новгородский, псковский, баскаков, лукошков запевы. В большинстве случаев эти наименования говорят о творцах мелодий или местности, где образовался или преимущественно употреблялся напев.

Все русские роспевы (распевы) обычно разделяются на полные, заключающие в себе все восемь гласов богослужебного пения, и неполные, не содержащие всего осмогласия. Последние образуют отдельные, самостоятельные группы мелодий и употреблялись в Русской Церкви лишь в известное время богослужения или на особые случаи, о чем говорят и их названия, например: «Перенос постный», «Агиос задушный».По характеру музыкальной структуры все мелодии подобных песнопений в основном являются видовыми вариантами знаменного распева. Уклонение сочиненной или переработанной мелодии от музыкального стиля знаменного пения называлось произвол, или произвольный напев, такие напевы никогда не смешивались со знаменными.

Наряду со знаменным пением на Руси с XI века существовало демественное (греч.: домашнее) пение, или демество, считавшееся самым изящным. Демественное пение было свободно от условий и границ, положенных для церковно-богослужебного пения, не подчинялось строгим законам осмогласия и отличалось музыкальной свободой. Демественное пение было свойственно греческому домашнему быту. Такое же домашнее, келейное назначение имело оно сначала и на Руси; но с конца XVI века, внедрившись и в богослужебную практику, стилистика демественного пения принципиально изменилась: демеством стали петь в торжественных случаях праздничные стихиры величания и многолетия.

Возникновение и развитие осмогласия (фрагмент) //
Настольная книга священнослужителя. Том I. Начало.
Изд. Московского Патриархата. М., 1992, стр.337-338.
Другие материалы издания смотрите здесь

Нам помогают:
Много работали днем, уставали, как-то терпели неудобства, вечером шли к о.Андронику (большинство, а некоторые и к другим - кому кто был ближе по душе) и могли все сказать, спросить, погоревать, выплеснуть все накопившееся. Он слушал каждого, кому сколько надо было времени - столько и уделял. Это умиротворяло, сближало, скрашивало многое...


«Древний глас», 2003-2016 гг.
www.drevglas.ru

Древний глас - Традиции Православия - Ноты, звукозаписи, статьи, иконы, фото
Получить код баннера

Кроме того, в храме и на трапезе постоянно читали святых отцов. И, конечно, что более всего внутренно освещало нелегкую жизнь - отношение старцев ко всем.

Никакой формальности, тем более равнодушия, которое всегда ощутимо, как бы его ни прятали за слова и символы. Отсюда шло и отношение к приходящим. В этом и было начало того удивительного притяжения, которое чувствовалось всеми. Люди жаждали явления силы духа Церкви и потому не смущались убожеством внешнего - шли и ехали все возрастающим потоком до последнего дня перед вторичным закрытием обители.

Возвращаясь к воспоминаниям, вполне сознаю, что трудно передать словом то, что можно только пережить.
Цитаты из рассказа Г.А Пыльневой. "Глинская мозаика".