Древний глас. Сайт о традициях православного богослужения / Ancient (an early) vote

САЙТ О ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ


Поиск

Знаменный распев и строчное многоголосие Древней Руси. Великий Канон

Песнопения Литургии Русской Церкви. Столповой распев

Песнопения Литургии Элладской Церкви

Песнопения Литургии Иверской Церкви

Пение Древней Церкви. Песнопения Византии, Иверии и Руси

Древняя Всенощная Русской Церкви. Столповой распев

Фрагменты канона (ирмосы), гл. 8-й. Строчный распев

Престольный Праздник прп. Афанасия Афонского (видео)

Паломничество на Афон в монастырь Ксенофонт (видео)

Беседа со старцем Ефремом Филофейским (Аризонским) (видео)New



Песнопения Литургии Иверской Церкви / The Worship singing of the old | Georgian Church


Исполняет ансамбль древнецерковного пения «Сретение» Состав: Игорь Сахно, Сергей Ковалев, Игорь Чернявский, диакон Вячеслав Марцинков. Запись произведена в Трех-Святительском храме гор.Харькова.

Составление (2,3) аранжировка (6,13) и адаптация к церковнославянскому тексту Игоря Сахно.

© «Сретение», 2000г.


Название

1

Великая ектения (фрагмент)

293 Kb

2

Псалом 102: Благослови душе моя Господа. (фрагмент)

554

3

Слава. Псалом 145: Хвали душе моя Господа (фрагмент)

593

4

Во Царствии Твоем (фрагмент)

537

5

Приидите поклонимся

520

6

Взбранной Воеводе (отсутствует)

---

7

Трисвятое

1260

8

Аллилуиа

532

9

Опевы Евангелия. Ектении

1345

10

Иже Херувимы (фрагмент)

1709

11

Отца и Сына и Святаго Духа

255

12

Милость мира (фрагмент)

1642

13

Достойно есть

688

14

Един Свят. Причастен воскресный

632

15

Многолетие

812


Согласно евангельскому повествованию, первое христианское песнопение было принесено на землю ангелами в рождественскую ночь (Лк. 2, 13—14); обычай употреблять песнопения на богослужениях был освящен Господом Иисусом Христом на Тайной вечери (Мф. 26, 30; Мк. 14, 26) и, как молитвенная жертва уст (Ос. 14, 3), с евангельских времен песнопения в богослужении обрели простор вечности, ибо Божественные гимны неумолчно раздаются и будут вечно раздаваться на небесах (Откр. 4, 8—11; 15, 2—4; 19, 5—7). <...>

С III века музыкально-мелодический стиль христианского песнотворчества начал испытывать влияние греко-языческой светской музыки, привнесенной в юную Церковь потоком прозелитов. На это влияние первым из учителей Церкви обратил внимание пресвитер Климент Александрийский (+217). Сопоставляя нравственную сущность христианства с характером греко-языческой светской музыки, пресвитер Климент пришел к выводу, что она несовместима с духом христианства, и решительно отрицал ее в церковно-богослужебном обиходе. Отвергнув музыку светскую, Климент Александрийский создал основу теории церковной музыки: «К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов. Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная...» (Климент Александрийский. Строматы, VI, 11; цит. по: М. Скабалланович. Толковый типикон. Т. I. Киев, 1910, с. 113). «Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием; мелодии же, разнеживающие и расслабляющие душу, не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположений... Нужно предоставить хроматические гармонии беззастенчивым попойкам и музыке гетер с букетами...» (Климент Александрийский. Педагог, II, 4). Мысли пресвитера Климента разделяли святые Киприан, епископ Карфагенский (III в.), Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (+407), и блаженный Иероним Стридонский (+420).

Со временем концепция Климента Александрийского получила каноническое закрепление на вечные времена в формулировке 75-го правила VI Вселенского Собора (680—681): «Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви, но с великим вниманием и умилением приносили псалмопения Богу, назирающему сокровенное. Ибо священное слово поучало сынов израилевых быти благоговейными»...

Возникновение и развитие осмогласия (фрагмент) //
Настольная книга священнослужителя. Том I,
изд. Московского Патриархата. М., 1992,
стр.335-336. Продолжение

Нам помогают: Сомнительная репутация компании Альпари alpari отзывы клиентов о форекс брокере Альпари.
Первое, что в корне отличает "знаменную" службу от "музыкальной" - иные акценты в службе. Если мы присутствуем на "музыкальной" службе, то неизбежно регенту приходится на свой (или настоятельский) вкус выбирать репертуар неизменяемых песнопений и, естественно, все силы клироса тратятся на их разучивание, а изменяемые песнопения просто пропеваются "на глас" или вообще читаются.
Ремонт котлов protherm
Иное дело мы наблюдали на службах знаменного роспева - там, как и требует того Типикон, "Свете Тихий" и "Ныне отпущаеши" читаются, однако многочис-ленные стихиры пропеваются не только "на глас", но и "на подобен".


«Древний глас», 2003-2016 гг.
www.drevglas.ru

Древний глас - Традиции Православия - Ноты, звукозаписи, статьи, иконы, фото
Получить код баннера

Само исполнение стихир - антифонное, являющее клиросное единство: на "Слава,: и ныне" клиросы сходятся для пения вместе в центре храма - отсюда и всем известное слово "катавасия", означающее "схождение".

Стихиры поются вполне динамично, не сильно удлиняя всенощную - и это лишний раз показывает, что знаменное пение вполне можно употреблять в богослужении и на многих приходах, где удлинение службы может вызвать проблемы:

Поскольку знаменный, с одной стороны, однороден, а с другой стороны, является в своей совокупности плодом молитвенного труда Церкви в лице певчих и головщиков, то, по аналогии с известным высказыванием святителя Игнатия Брянчанинова о чтении писаний св. Отцов в отсутствие святого наставника, была высказана мысль о том, что знаменный роспев, так же, как и Типикон в отношении чина богослужения, не дает ни совершать дело Божие с небрежением, ни совершать "улучшения службы" не по разуму.
Церковный вестник Ростовской епархии, №8, август 2003.