Древний глас. Сайт о традициях православного богослужения / Ancient (an early) vote

САЙТ О ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ


Поиск

Знаменный распев и строчное многоголосие Древней Руси. Великий Канон

Песнопения Литургии Русской Церкви. Столповой распев

Песнопения Литургии Элладской Церкви

Песнопения Литургии Иверской Церкви

Пение Древней Церкви. Песнопения Византии, Иверии и Руси

Древняя Всенощная Русской Церкви. Столповой распев

Фрагменты канона (ирмосы), гл. 8-й. Строчный распев

Престольный Праздник прп. Афанасия Афонского (видео)

Паломничество на Афон в монастырь Ксенофонт (видео)

Беседа со старцем Ефремом Филофейским (Аризонским) (видео)New



Песнопения Литургии Элладской Церкви / The Worship singing of the Hellas Church


Исполняет ансамбль древнецерковного пения «Сретение» Состав: Игорь Сахно, Виктор Сикорский, Сергей Ковалев, Игорь Чернявский, диакон Вячеслав Марцинков, Митя Савинков. Запись произведена в Трех-Святительском храме г. Харькова.

На церковнославянском языке, кроме 7*, 12. Болгарского перевода 5, 7, 10, 13, 14, 15, 16. Адаптация к церковнославянскому тексту, кроме 5, 7*, 10, 12, 13, 14, 15, 16 и расшифровка И. Сахно.

© «Сретение», 2001 г.


Название

1

Великая ектения, глас 8

582 Kb

2

Псалом 102, глас 8: Благослови душе моя (фрагмент)

1785

3

Аминь. Псалом 145: Хвали душе моя (фрагмент)

584

4

Запевы на Блаженнах, глас 3 (фрагмент)

657

5

Приидите поклонимся, глас 2

367

6

Взбранной Воеводе, глас 8 (отсутствует)

---

7

Господи, спаси благочестивый, глас 3. Трисвятое. Динамис, глас1* (фрагмент)

2374

8

Аллилуиа, глас 1

762

9

Слава Тебе Господи, глас 4. Сугубая ектения, гласы 1 и 2

1223

10

Иже Херувимы, глас 8 (фрагмент)

2146

11

Просительная ектения, глас 5

52

12

Отца и Сына и Святаго Духа, глас 6 (на греческом языке)

232

13

Милость мира, глас 1 (фрагмент)

1585

14

Достойно есть, глас 6

1094

15

Причастен воскресный, гл. 5. Иоанн Кукузель (отсутствует)

---

16

Многолетие иерею, глас 2

424


Учение святых отцов о единстве пения и жизни

"Изнеженные напевы и плаксивые ритмы, эти хитрые зелья карийской музы, развращают нравы, своим разнузданым и коварным искусством незаметно вовлекая душу в разгул космоса (народного гуляния с пением)", - пишет Климент Александрийский, один из первых учителей Церкви, подробно занявшийся вопросом взаимовлияния пения и жизни. Именно от него берет свое начало святоотеческое учение о богослужебном пении как о единстве пения и жизни, сформулированное в положении: правильное пение есть следствие праведной жизни, и праведная жизнь есть условие правильного пения.

Таким образом, возникает положение, согласно которому праведная жизнь уже есть пение. Святитель Григорий Hисский так раскрывает эту мысль: "Бог повелевает, чтобы твоя жизнь была псалмом, который слагался бы не из земных звуков (звуками я именую помышления ), но получал бы сверху, из небесных высот, свое чистое и внятное звучание. Слушатели этого псалма суть в иносказании те, кому ты подаешь пример достойной жизни". Ведь, исполняя новую заповедь, человек уподобляется ангелам, а поскольку пение есть неотъемлемая часть ангельской природы, то и жизнь праведного человека становится пением.

Такое понимание пения рождает учение о человеке, как об инструменте Духа Святаго. "Станем же флейтой, станем кифарой Святаго Духа. Подготовим себя для Hего, как настраивают музыкальные инструменты. Пусть он коснется плектром наших душ!" - пишет святитель Иоанн Златоуст. Различные части человеческого тела уподобляются частям музыкального инструмента: "Щеки, язык и устройство гортани - все это похоже на струны, по которым движется плектр, настраивая их высоту сообразно надобности. Губы, сжимаясь и разжимаясь, производят то же самое, что и пальцы, бегающие по отверстиям флейты", - пишет святитель Григорий Hисский. Развивая эту музыкальную антропологию, святитель Василий Великий как бы продолжает предыдущую мысль: "Под псалтиреоном - инструментом, построеным для гимнов нашему Богу, - должно иносказательно разуметь сироение нашего тела, а под псалмом следует понимать действие тела под упорядочивающим руководством разума"...

В.И. Мартынов, (фрагмент). Подробнее...

Нам помогают:
Знаменный роспев не есть звукоряд (в обычном, музыкальном смысле этого слова), но есть совокупность определенных певческо-мелодических тяготений, образующихся в живой практике при взаимодействии единиц мелодического фонда.


«Древний глас», 2003-2016 гг.
www.drevglas.ru

Древний глас - Традиции Православия - Ноты, звукозаписи, статьи, иконы, фото
Получить код баннера

Исследователи знаменного пения отмечают, что пение по привычной нам пятилинейной нотации является насилием над голосом, поскольку "пятилинейка" первоначально создавалась для музыкального инструмента с уже заданным звукорядом строго по тонам и полутонам.

А в традиционном пении голос сам выбирает лад - если мы прислушаемся к песнопениям знаменного, византийского, сербского распевов, то услышим, что певчие поют не по полутонам, а в некоем своем ладе - слышится и четверть, и три четверти тона, то есть великий богоданный инструмент - человеческий голос - сам способен выбрать лад, в котором ему петь.

Эти соображения хорошо подтверждаются практикой: каждому, знакомому с современным "правым" хором, известны проблемы регента - благодаря сложности и гармоничности песнопений: певцы постоянно жалуются на слишком низкий или высокий тон, и, как следствие, на клиросе царит атмосфера стремления профессионально лучшего исполнения порой в ущерб молитвенности.
Церковный вестник Ростовской епархии, №8, август 2003.