Древний глас. Сайт о традициях православного богослужения / Ancient (an early) vote

САЙТ О ТРАДИЦИЯХ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ


Поиск

Знаменный распев и строчное многоголосие Древней Руси. Великий Канон

Песнопения Литургии Русской Церкви. Столповой распев

Песнопения Литургии Элладской Церкви

Песнопения Литургии Иверской Церкви

Пение Древней Церкви. Песнопения Византии, Иверии и Руси

Древняя Всенощная Русской Церкви. Столповой распев

Фрагменты канона (ирмосы), гл. 8-й. Строчный распев

Престольный Праздник прп. Афанасия Афонского (видео)

Паломничество на Афон в монастырь Ксенофонт (видео)

Беседа со старцем Ефремом Филофейским (Аризонским) (видео)New



Знаменный распев и строчное многоголосие Древней Руси. Великий Канон / Singing of Ancient Russia. A great Canon


На странице изложены песнопения в исполнении хора Издательского Совета Московского Патриархата под управлением Даниила Саяпина. Запись 2009 года. Данные песнопения для публикации на сайте нам любезно предоставил Даниил Саяпин. У Вас есть возможность задать свои вопросы Даниилу по адресу: melos@hotbox.ru. Сайт хора: www.demestvo.ru

© Хор Издательского Совета Московского Патриархата, 2009 г.


Название

Знаменный распев и строчное многоголосие Древней Руси

1

Мирная ектения демественная четырехголосная (6 мин. 38 сек.)

3,1 или 5,5 Mb

2

Антифон третий Супрасльский. Блаженная Демественная (4 мин. 59 сек.)

2,3 или 4,1

3

Входное: Приидите поклонимся. Строчное многоголосие (55 сек.)

0,4 или 0,7

4

Тропарь Пресвятой Троице: Благословен еси.... Знаменный распев (1 мин. 11 сек.)

0,5 или 1,0

5

Милость Мира. Строчное многоголосие (4 мин. 48 сек.)

2,3 или 4,0

6

Достойно есть. Строчное многоголосие с исоном (3 мин. 57 сек.)

1,9 или 3,2

7

Многолетие. Партесное многоголосие (3 мин. 26 сек.)

1,6 или 2,8

Великий Канон

8

Великий Канон преподобного Андрея Критского (43 мин. 44 сек.)

20,9 или 62,9


Церковное пение и икона, с древнейших времен сопутствующие православному богослужению, имеют живую родственную связь: раскрывают трансцендентную сущность бытия через особое, священное искусство; в них в одинаковой мере запечатлены утонченная глубина религиозного созерцания, возвышенность, проникновенность, откровение особой, неземной красоты. Икона — это созерцательное песнопение, где гамма музыкальных звуков и тонов воплощена в зрительную форму красок, линий и фигур. Песнопение — это икона в музыкальных звуках. Мистически созвучны Святая Троица преподобного Андрея Рублева и песнопение «Свете тихий» киевского распева. Православное церковное пение и иконография — это миросозерцание, воплощенное в иконографии и песнотворчестве.

В музыкальной композиции церковного пения неповторимо и удивительно гармонично сочетаются образы библейского Иерусалима и древней Византии, подвижнических Египта и Фиваиды и Благочестивой древней Руси. Благоговейно прислушиваясь к священной поэзии и слова и музыки в древних песнопениях, верующая душа не может не ощущать в них биение жизни Единой Святой Соборной Апостольской Церкви Христовой.

Мелодико-поэтическое содержание древних церковных песнопений отражает сущность всей христианской идеи, которая начинается с человеческой скорби о «мире, во зле лежащем» (1 Ин. 5, 19), проходит через умиленную радость о «Искупившем ны от клятвы законныя» (Гал. 3, 13) и кончается восторгом о «воскресении мертвых и жизни будущаго века» (Никео-Цареградский Символ веры). Здесь и мистическое воспоминание прошедшего, и переживание настоящего, и созерцание будущего.

Наши древние церковные песнопения как драгоценные камни на царственном венце Церкви: сияя всей полнотой своего великолепия в литургической оправе, они приумножают богатство и красоту церковных богослужений.

Каждое богослужение имеет свое содержание и форму — отсюда и разнообразие богослужений; однако сущность их состоит в мистическом тайнодействии искупительной, спасающей любви Бога к падшему человечеству и в ответном движении страждущей души, жаждущей искупления и спасения.

Древнецерковные песнопения отмечены печатью соборного творчества Церкви, в котором личность совершенно поглощается, сливается с верующими, и тем не менее они творились достойнейшими сынами Церкви. Их авторами были люди, вся жизнь которых протекала в суровых аскетических подвигах, в непрестанных постах и горячих молитвах, а иногда заканчивалась и мученичеством за Христа. Древнецерковные песнопения представляют в большинстве своем образцы чистой высокой поэзии и в своих греческих прототипах имеют большею частью стихотворную форму. Высокая священная поэзия слова звучит и сама по себе как музыка. Это легко улавливается и осознается при внутреннем единстве песнопения с тем богослужением! в состав которого оно входит.

Древнецерковное пение, как и церковное чтение, икона и весь литургический строй Православия вообще, чуждо сентиментальной субъективности, чувственности и того, что обычно называем театральностью. Оно преисполнено благоговения и страха Божия, ибо неотъемлемо принадлежит совершающемуся священнодействию (богослужению), которое является общим достоянием чад Божиих, соборным молитвенным деланием всей Церкви, где нет и не может быть места субъективному и театрально-ложному. Эта мысль выражена в 75-м правиле VI Вселенского Собора (680—681), решительно запрещающем употреблять в Церкви «бесчинные вопли», «неестественный крик» и всё прочее, «несообразное и несвойственное» духу Церкви. Прямой смысл соборного приговора в отношении сентиментального субъективизма логически выражает и подсказывает мысль о кафоличности церковного пения.

По общему признанию, наши древние церковные песнопения являются самым совершенным видом музыкально-поэтического творчества, в котором сочетается внутреннее единство священнодействия, слова и музыки (пения)...

Православное богослужебное пение (фрагмент) //
Настольная книга священнослужителя. Том I,
изд. Московского Патриархата. М., 1992, стр. 345-346.
Другие материалы издания смотрите здесь


Нам помогают:
Сопоставляя нравственную сущность христианства с характером греко-языческой светской музыки, пресвитер Климент пришел к выводу, что она несовместима с духом христианства, и решительно отрицал ее в церковно-богослужебном обиходе.

«Древний глас», 2003-2016 гг.
www.drevglas.ru

Древний глас - Традиции Православия - Ноты, звукозаписи, статьи, иконы, фото
Получить код баннера


Киевский распев образовался из знаменного в Галиции и на Волыни до воссоединения Юго-Западной Руси с Северо-Восточной. Характерная черта киевского распева-краткость и простота его мелодий, а отсюда и удобоисполнимость в богослужениях.

Труды святого Иоанна Дамаскина способствовали становлению осмогласия основным законом богослужебного пения в практике всей Восточной Церкви. Сообразно с концепцией Климента Александрийского, музыкальная структура осмогласия святого Иоанна Дамаскина исключает напевы хроматического строя и базируется на дорическом и фригийском ладовом строе диатонического характера.